|
Главная / Российские писатели / Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - писатель. / Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - писатель.Там, в глуши, на далекой северной Пинеге многие придерживались старой веры. А потому и звались - староверами. Мать Фёдора Абрамова - Степанида Павловна - тоже осеняла себя двуперстным "истинным" крестом. Эта ли ее вера, характер ли твердый, волевой, а, может быть, никогда не отдыхавшие крестьянские руки и уберегли младшенького Федю, родившегося в страшный високосный 1920 год. Когда умер ее муж, Александр Степанович, а она осталась одна с семью ребятишками на руках, соседки, жалея ее, просили Бога прибрать и малого - годовалого Федю. На что она твердо отвечала: "Не помирать родился. Жить." Женщины сокрушались - помешалась, мол, от горя Степанида. Куда ей одной поднять семерых. Но она подняла всех! Всех поставила на ноги! Всех вывела в люди! Фёдор Абрамов считал это чудом. Но не чудо ли вся жизнь мальчика из глухой северной деревушки... Мальчика, который лишь в седьмом классе прочел первую серьезную книгу и только в восемнадцать лет увидел город, а уже в тридцать шесть, после фронта и тяжелых ранений, заведовал кафедрой советской литературы в Ленинградском (сейчас - Санкт-Петербургском) университете, а в сорок стал всемирно известным писателем? Если - да, то чудо это рукотворно. И главным его творцом был он сам - Фёдор Абрамов. Его труд, его талант, его характер. А характер, между прочим, был не из легких. Как и взгляд его карих, неулыбчивых глаз. Даже когда Фёдор Александрович увлеченно говорил, этот взгляд оставался тяжелым, неподвижным. Что же он скрывал? Тайную работу мысли? А может быть, душу? Страстную. Мятущуюся. Неистовую. Душу, исходящую болью. Да и как ей было не болеть... Родная Веркола, как и сотни тысяч таких же российских деревень, была разорена коллективизацией, обескровлена Отечественной войной, раздавлена непосильными налогами. Коренная крестьянская Россия вымирала. Нет, Абрамов не был единственным, но он был в числе тех немногих, кто поднял свой голос в защиту российской деревни, в защиту своих Братьев и Сестер. Его четыре романа и около десятка повестей, его рассказы и очерки - все его творчество - это попытка не только сказать о бедах военной и послевоенной деревни. Но и попытка ответить на вопросы, мучившие не только его: "Что же такое Россия?", "Каков он, русский человек, в чем его сила, и, главное, в чем его слабость?". Абрамов никогда не идеализировал российского мужика. И хотя почти всегда сопереживал ему в горестях и бедах, но далеко не всегда оправдывал. А потому и писал он, как чувствовал, страстно, с внутренней, плохо скрываемой болью. По-другому и не хотел, и не мог. |
|
|