Главная / Российские писатели / Смольников Игорь Федорович / Смольников И.Ф. ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ /

Смольников И.Ф.

ВЫСТАВКИ

ПО ГРАДАМ И ВЕСЯМ
Пейзажно-поэтическая композиция

Мой город

О, многоликая природа!

Пролетел над храмом ангел

Крым

Карельский перешеек и Чукотка

Всё унесу с собой

Возле картины Ван Гога

Эпиграф

Вот день.
Ручей шумлив и грозен
И тихо дышит голый лес.
Красуясь, зеленеет озимь,
А косогор еще белес.

Еще и снег в овраге дремлет.
Но долго ль холод утаишь,
Когда глаза слепит деревня
Сиянием прогретых крыш?

И - ни души.
Кто видит ныне
Его в безумных городах,
Тот день?
Такой он на картине -
В безукоризненных мазках.

Закончив долгую молитву,
Оглянется вокруг Творец,
До блеска выскоблит палитру
И засмеется, как скворец.

  • Смольников И.Ф. Луч в витраже: Стихи/ И.Ф.Смольников; Рис. И.Ф.Смольников.-СПб.: "Сударыня", 1999.-144с.: ил. Книги писателя

  • На современном русском языке название этой композиции прозвучит так - по городам и деревням. Град - город. Это понятно. А весь, как сказано в одной старинной книге, - "Весь деревня, а не село: ино бо есть село, и ино весь". Почему автор выбрал такое звучание? Это - традиция. Когда мы хотим, чтобы слово или выражение прозвучали не в обычном, разговорном ключе, а в особом, поэтическом, то нередко употребляем древне-русский вариант звучания.

    Этим я хочу подчеркнуть общий поэтический настрой композиции, которая включает стихи и пейзажи. В какой мере это удалось - судить вам, дорогие читатели и зрители.

    Веси - это прежде всего псковская земля, деревни Большой Лужок и Вялки. Они находятся на границе Псковской и Ленинградской областей, рядом с лесной, темноводной речушкой Вялкой, впадающей в реку Плюссу, которая течет в Нарвское водохранилище... Оттуда рукой подать /всего через два моря/ до Туманного Альбиона, то есть Англии, где автор тоже кое-что увидел и запечатлел в своих пейзажах и стихах...

    "По градам и весям" - что-то вроде избранного из того, что написано в разные года пером, кистью и карандашом. Большая часть пейзажей - в технике масляной живописи. Две акварели и два рисунка карандашом.

    Стихи и пейзажи не писались специально друг для друга, как, скажем, слова песни и мелодия к ней. Но я постарался отобрать те пейзажи и стихи, которые могут быть хотя бы отчасти созвучны. Возможно, кто-то из вас почувствует отсутствие третьего звена - мелодии, в прямом смысле этого слова. Но вы сами можете выбрать музыку. Автора она сопровождала постоянно. Когда писались стихи и пейзажи, посвященные деревне, во мне звучали мелодии Петра Ильича Чайковского из его фортепианного цикла "Времена года"; в Лондоне меня сопровождали серебряные трубы кудесника XVII века, английского композитора Генри Перселла, а псковские, церкви погружались в стихию духовного песнопения Павла Чеснокова "Жертва вечерняя"...

    В композиции шесть неравновеликих частей. В первой - "Мой город" - всего один пейзаж и одно стихотворение. Понятно, почему ими открывается композиция: автор в этом городе родился, вырос, работал и работает. Пять других частей связаны с впечатлениями от тех мест у нас в стране и за рубежом, где бывал автор.

    Предваряет композицию, можно сказать, программное стихотворение "Вот день." А заканчивает тоже по-своему программное - "Возле картины Ван Гога". Имеется в виду его картина "Сеятель". Она выражает суть того, что верит на Земле человек - пишет ли он картины, сочиняет ли стихи, бросает ли в землю зерно или занят другим, нужным людям делом.

    Мои стихи взяты из сборников "Луч в витраже", изданного петербургским издательством "Сударыня", и "Двое на Пегасе" - сборника, выпускаемого петербургским издательством "Детская литература. Лицей". Другие стихи в печати еще не были.

    Смольников И.Ф., 2003 год.