Главная / Российские писатели / Абрамов Сергей Александрович (р.1944) - писатель. /

Абрамов Сергей Александрович (р.1944) - писатель.

Несведущие люди часто называют их братьями. Видимо, по аналогии со Стругацкими. На самом же деле Александр и Сергей Абрамовы - отец и сын. Александр Иванович дебютировал в литературе еще в двадцатые годы, первым его опытом стала повесть (фантастическая) "Гибель шахмат" (1924). В последующие сорок лет он работал в жанре литературной критики, писал киносценарии, реалистические повести о наших современниках. Лишь в 1966 году Александр Иванович вновь обратился к фантастике. Популярный альманах " Мир приключений" опубликовал повесть "Хождение за три мира". Но авторов у этой повести было уже двое. Вторым был сын, Сергей Абрамов. Он к тому времени заканчивал Московский автодорожный институт и к литературной деятельности себя не готовил, хотя писал стихи, печатал заметки в московских газетах. Именно Сергей Александрович навел своего отца на мысль о фантастической повести, рассказав тому об идее множественности пространств. Новый литературный дуэт был встречен читателями, да и критикой тоже, вполне доброжелательно. Очевидно, повесть пришлась по душе и самим авторам, потому что вслед за нею они написали серию рассказов, составивших сборник "Тень императора" (1967). В основу этих рассказов легли гипотезы из области биологии, физики, кибернетики, отталкиваясь от которых авторы строили острый, увлекательный сюжет. В 1968 году Абрамовы выпустили свой первый большой фантастический роман "Всадники ниоткуда", который, несмотря на разноречивые отклики в прессе, вероятно, можно назвать лучшим из всего, что написано ими вдвоем. "Всадники ниоткуда" - типичный роман "о контакте", контакте с существами, абсолютно не похожими на людей и получившими название "розовых облаков". С начала 70-х годов Сергей Александрович Абрамов начал писать самостоятельно. Его повести весьма разнолики по жанрам: здесь и чисто приключенческие вещи ("Опознай живого", "Граждане, воздушная тревога!"), и детективы ("Два узла на полотенце"), и повести-сказки ("Выше радуги", "Рыжий, Красный и человек опасный"), и лирико-иронические фантазии ("Двое под одним зонтом", "Потому что потому"), и даже сатирические фантасмагории ("Неформашки", "Стоп-кран"), написанные совсем недавно. В этих повестях Абрамов отошел от наукообразной фантастики, он предпочел обыкновенные, если угодно, чистые чудеса, которые происходят с его вполне реальными героями. И не только герои, но и мир наш в целом у Абрамова совершенно реален, "только чуть больше света впущено в него прихотью писателя, чуть ярче предметы, чуть контрастнее тени, чуть виднее наши достоинства и недостатки, радостнее радости и печальней печали" (Г. Боровик).

ЛИКС-ИЗБОРНИК, 1994