Главная / ПРАЗДНИКИ / ПАСХА / Пасха (Из истории праздника) /

ПАСХА ТЕМЫ ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА

Из истории праздника Пасхи

Рисунок художника Игоря Машкова

Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дорогой друг, христиане уже много веков назад называли Пасху праздников праздник, "великим днем Господа".

Почему же так велик и важен этот праздник для православных христиан? Ты уже знаешь, что более 2000 лет назад в Израиле родился Иисус Христос - Богочеловек. С приходом на землю Иисуса Христа Бог заключил через своего Сына новый завет (союз) с человеком. Приход Мессии был подготовлен всей предшествующей Священной историей. О подготовке людей к приходу Мессии свидетельствует Ветхий завет (старый), заключенный с человеком до прихода Иисуса Христа. В пророческих книгах Ветхого завета и псалмах сказано, что недостаточно формально соблюдать религиозный закон. Прежде всего следует перестать делать зло, научиться делать добро, не причинять обиды, защищать обездоленных. Бог ждет, прежде всего, от людей искреннего раскаяния, а не показного исполнения церемоний. К моменту прихода Христа мир был болен. Люди уже перестали различать добро и зло. Поэтому для спасения людей для наставления мира на путь истинный был послан Иисус Христос.

О земной жизни Христа свидельствуют четыре Евангелия. О детских и юношеских годах Христа сведений почти нет. Известен лишь один эпизод из Его детства. В возрасте 30 лет Иисус принял крещение в водах реки Иордан у праведника и подвижника Иоанна, прозванного Крестителем. К Иоанну Крестителю приходили очиститься от грехов те, кто хотел покаяться в совершенном зле. Христос был безгрешен, но Он хотел личным примером показать путь к Богу, который начинается с очистительного покаяния. Именно при Крещении было засвидельствовано Самим Богом Богосыновство Иисуса Христа. Святой Дух зримо сошел на Него подобно голубю, а голос с небес донес до тех, кто был способен его услышать: "Сей, есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" (Мф.3.17). После крещения Иисус удалился в пустыню, где Он постился 40 дней и где его искушал земными благами дьявол. Иисус Христос побеждает все искушения, подчиняясь воли Божией, ставя ее выше Своей. После окончания поста началось открытое служение Иисуса Христа. Он отправился в странствие вместе со своими учениками по Палестине, "проповедуя Евангелие Царства Божия..." (Мк.1.14). Слова и поступки нередко не находили понимания у народа Израиля, к которому он обращался. Зло делало сердца людей слепыми и глухими к Божьей правде. Иудеи, попавшие под власть Рима ждали Мессию как героя, который защитит и утвердит истинную веру. Образ Спасителя в глазах угнетенного народа все больше становился похожим на образ политического вождя. Поэтому для многих оказалось невозможным узнать Мессию в Иисусе Христе, который призывал людей не к борьбе, а к покаянию. Мудрецы и начальники еврейского народа чаще всего видели в Иисусе опасного смутьяна, который хочет изменить порядок, по которому они привыкли жить. Они оказались главными гонителями Христа, а впоследствии и христиан. Несколько раз Иисус предупреждал учеников о том, что Он будет предан, претерпит истязания, будет убит и в третий день воскреснет. Но ученики, признавшие в Иисусе Миссию не слышали его слов, и радостно ожидали воцарения Христа над народом Израиля. Сопровождаемый учениками, Христос торжественно въезжает в Иерусалим на осле, который является символом мира и смирения, в противоположность боевым коням царей-завоевателей. Народ радостно приветствует его. Но совсем скоро многие из них, кто хотел видеть в Мессии вождя, восстанавливающего былое могущество Израиля, будут требовать Его казни. В эти дни в Иерусалиме Иисус изгонит из храма торговцев и менял, исцелит приступивших к Нему в храме слепых и хромых, даст отповедь искушавшим его первосвященникам и законникам. Но они уже решили предать Христа смерти.

Вечером Господь совершал трапезу с учениками в канун иудейского праздника Пасхи. "Пасха" слово еврейское и значит "прохождение", "пощада". Праздник Пасхи для евреев был воспоминанием о выходе под водительством пророка Моисея из Египта и избавлении от мучительного 400-летнего египетского рабства. Фараон не желал отпускать народ из рабства. Девять казней навел на Египет, избранный для этого Богом Моисей, но фараон не внял грозным предупреждением. И тогда разразилась последняя казнь: поражение египетских первенцев. Моисею было известно, что сразу после этой казни последует "исход" (выход) из земли рабства. И в ночь исхода, собравшийся в путь народ совершает первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка), помазывает его кровью дверные косяки, а само животное, запеченное на огне, съедается с горькими травами и пресным хлебом. Помазанные кровью косяки были знаком для Господа, что в этом доме находятся израильтяне, а не египтяне. В ночь исхода из Египта произошло как бы второе рождение народа. В память от избавления из плена было предписано за трапезой есть пресный хлеб и жареного ягненка.

Во время трапезы Иисус произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Иисус преломил хлеб и напоследок раздал его Своим ученикам, говоря: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф.26.6), затем взял чашу с вином и вместо ритуальной формулы: "Примите, пейте от нея все, это кровь агнцев Завета", произнес: "Примете пейте от нея все, сие есть кровь Моя Нового Завета" (Мф. 26.28). Он сам занимает место пасхальной жертвы, закланной ради очищения людей единожды и навсегда. Последние часы своей земной жизни Иисус проводит в молитве к Отцу в Гефсиманском саду, здесь Его, преданного учеником Иудой, схватили стражники и привели в дом первосвященика. Христа судили члены высшего органа иудейской религиозной общины - Синедриона. Судили, прибегая к клевете и лжесвидельствам, и приговорили к казни. Римский наместник Понтий Пилат не видел за Иисусом вины, но первосвященник настаивал на казни и Пилат дал свое согласие. Иисус Христос должен был быть распят. Перед казнью Иисус был подвергнут бичеванию. Но даже это мучительное наказание не вызвало жалости у толпы. И толпа требовала распятия. Казнь состоялась на невысоком холме - Голгофе, месте публичных казней. Распятие мучительная казнь, в результате которой человек умирает от удушья. Страдания Христа длились около шести часов. После смерти Иисуса сняли с креста, обвили погребальными пеленами и уложили в гробницу - небольшую пещеру, высеченную в скале недалеко от Голгофы. Вход в гробницу завалили камнем и поставили стражу, чтобы ученики не украли Его тело. Прошло две ночи и один день, ученицы пришедшие на следующие утро ко гробу Учителя, чтобы оказать ему последние почести, обнаружили, что стражи нет, камень отвален и гробница пуста. Ученицы исполнились горя, но явился им ангел, который возвестил величайшую весть: ХРИСТОС ВОСКРЕС! Евангелие описывает несколько встреч с воскресшим Христом. Он являлся только тем, кто успел уверовать во Христа ранее. Своими страданиями на кресте Христос искупил грехи человечества, а своим воскресением победил смерть и открыл нам путь к вечной жизни.

Православная церковь ежегодно празднует Светлый День Воскресения Христова. Празднику предшествует Великий пост, называемый Четыредесятницей и Страстная седмица. Великопостные службы отличаются строгостью и сосредоточенностью. Все воскресенья Великого поста имеют свои богослужебные темы. Первое воскресенье называется неделей Торжества православия. Последнее - неделя Ваий ("ветвей") и посвящена такому событию, как Вход Господень в Иерусалим. В это воскресенье принято приносить в храм пальмовые ветви в память о том, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви, которой освещают на богослужение и день этот называется Вербным воскресеньем. После Вербного воскресенья наступает Страстная седмица. В среду вспоминают предательство Иуды, в четверг - день Тайной Вечери. В пятницу совершается служба, называемая Последованием страстей Христовых. На этом богослужении читаются отрывки их Евангелий, посвященных последним часам жизни Иисуса Христа. Суббота Страстной седмицы является тем великим днем, когда Христос, телом пребывая во гробе , душой Своей сошел во ад и победил его, освободив пребывающих там людей. В пасхальную ночь из-за закрытых Царских врат сначала тихо, потом все громче начинает звучать пение стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Пение нарастает, открывается Царские врата, из алтаря входят священники, которых уже ждут у выхода их храма служители, сжимающие в руках древки тяжелых хоругвий; несут большой запрестольный крест, Евангелие, иконы. Под пасхальный перезвон верующие с зажженными свечами обходят вокруг храма. После крестного хода, процессия останавливается перед затворенными дверьми храма, символизирующими вход в пещеру Гроба Господня. Гремит пасхальный тропарь:

"Христос воскресе из мертвых,

Смертию смерть поправ -

И сущим во гробех

Живот даровав!"

Отворяют врата и народ входит в храм, где совершается торжественная Пасхальная Литургия. Празднование Пасхи продолжается до Вознесения, которое отмечается на 40 -й день. Все эти дни верующие приветствую друг друга словами, свидельствующими о великом событии: "Христос воскресе! Слыша в ответ: "Воистину воскресе!" Великая радость преображает весь быт всех христиан. После Пасхальной службы, приходя домой верующие разговляются, после строгого поста, специальными кушаньями - куличами, пасхами. Существует древний обычай согласно которому христиане обмениваются на Пасху красными яйцами. Христос дал людям новую жизнь, а яйцо издавна символизирует тайну жизни. Дорогой друг, ты можешь с помощью взрослых подготовиться к этому великому празднику: посетить церковные службы и приготовить праздничный стол.

Составитель: библиограф Иванцова И.А., 2000 год

Использованная литература:

  • Пасха: Светлое Христово Воскресение/ Текст Ю.Рубана.-Л.:Хронограф, 1991.-95с.
  • Православие// Религии мира: Энциклопедия для детей.-Т.6.-Ч.2.-М.: Аванта+, 1996.-С.363-369.
  • Праздников праздник: Православный сборник о Пасхе/ Сост. и предисл. Г.Е.Левдокимова.-М.: Мол.гвардия, 1993.-94с.:ил.
  • Раннее христианство// Религии мира: Энциклопедия для детей.-Т.6.-Ч.2.-М.: Аванта+, 1996.-С.181-190.

Словарь понятий и имен

Ангел (греч.) - посланник вестник (бесплотное существо сотворенное Богом).

Благовест - праздничный, торжественный звон.

Евангелие (греч.) - благая весть.

Мессия (иврит "машиах") - Помазанник Божий (царь).

Пророк - благочестивый человек через которого Бог открывал истину.

Псалом - молитвенное песнопение.

Страсти - страдания.

Стихира (греч. "многостишие") - песнопение, состоящее из многих стихов, предворяемое большей частью стихами из Священного писания.

Тропарь - краткая песнь, раскрывающая смысл праздника.

Христос (греч.) см. Мессия.