Главная / Выставки / ПЁТР I ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ / О выставке /

ВЫСТАВКИ

ПЁТР I

ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА

ПЁТР I ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Выставка художественных работ
Пётр - великий
Пётр - правитель
Пётр - воин
Пётр - моряк
Пётр - строитель

О выставке

Рисунки, представленные на одноимённой выставке во дворце А.Д.Меншикова, выполнены юными художниками изостудии Школьного центра Государственного Эрмитажа. Эта выставка готовилась для показа в Ратуше Стокгольма одновременно с большой совместной российско-шведской выставкой "От войны к миру. Россия - Швеция, XVII век", где, в частности, широко освещалась деятельность Петра I и Карла XII. Тогда же был сделан мультимедийный вариант с текстами к каждому рисунку, который представлял собой иллюстрированную историю жизни Петра Великого. Детская выставка в Стокгольме не состоялась, но зато теперь она открыта в уютных залах прекрасного дворца петровского времени и дополнена рисунками из фондов изостудии.

Авторам работ от 5 до 11 лет. Сюжеты их рисунков, рассказывающие о Петре Великом, показывают, как непосредственно дети этого возраста понимают историю, жизнь и самого императора и нашего города. При пристальном рассматривании работ можно увидеть много авторских неточностей. Так, например, на одной картине Пётр спасает солдат из перевернувшейся во время наводнения лодки не в Лахте, на заливе, а прямо посреди Невы, напротив Невских ворот Петропавловской крепости, построенных при Екатерине II; при Гангутском сражении никак не мог появиться кит, Петр не любил играть в карты, считая это пустой тратой времени, и Зимнего дворца при нём ещё не было. Но детское воображение трудно удержать в рамках исторической правды. Совмещение знаний об истории города и его создателе в одной картине не противоречит логике юного художника и не ставит в тупик зрителя. Образ Петра приобретает от этих несоответствий фантастический, аллегорический характер.

Рассказы о Петре I дети слышали на занятиях в студии, на экскурсиях в Зимнем дворце, на выставках Отдела истории русской культуры Эрмитажа, во дворце А.Д.Меншикова и, конечно, в школе, в семье. Чудесным образом эти сюжеты, представленные в оисунках на выставке, превратились в широкую панораму, раскрывающую жизнь и деятельность царя-преобразователя. Здесь можно увидеть мальчика Петра, участвующего в потешных боях, и царя - государственного деятеля, встречающего иностранных послов, Петра-моряка, стоящего у штурвала, воина в Полтавском сражении, Петра-строителя с топором в руках.

Вот, например, рисунок Репкина Святослава. На заднем плане видны пустынные волны Невы, грозный Петр властным жестом указывает на Заячий остров, изображенный на карте. Меншиков деловито разворачивает перед ним на бочках стоваром план Петропавловской крепости, а первый архитектор Петербурга - Трезини грызет от волнения кончик карандаша и правой рукой тянется к кружке, чтобы смочить пересохшее горло. Слева показано начало строительства кораблей, которые будут "грозить шведу". Автору удалось, на наш взгляд, показать деятельную натуру Петра, бурное строительство на Неве, ритм петровского времени и даже характеры каждого из героев.

Звягинцева Соня изобразила царя-плотника, занятого строительством корабля на низком берегу Голландии. В воде проявляется образ довольного его работой повелителя морей Посейдона. Они теперь друзья. Петр I стал моряком и доверил этому богу свой флот, а Посейдон охранял его военные корабли и торговые суда, дарил победы в морских сражениях.

Представление Зины Гейликман о том, как Пётр Алексеевич проводил время с семьей, показано в её рисунке "Пётр I, Екатерина и Елизавета на прогулке". Маленькая Елизавета Петровна насобирала букетик цветов, любимая собака Петра доверительно трогает носом его руку. А на заднем плане - корабль, как символ российского флота, созданного волей царя, который напоминает зрителю о Петре I как о преобразователе России.

На рисунке Маши Черепановой Пётр I предстает в качестве врачевателя (известно, что он любил лечить своим подданным зубы). Дама в присутствии царя неосторожно пожаловалась на зубную боль. И он тут же принял решение удалить причину страданий. Даме страшно и больно, по щекам горошинами сыплются слезы, но с венценосным врачом не поспоришь! Зуб - удалён (лежит на табурете), дама - спасена.

Евдокимова Наташа рассказала в своём рисунке о том, что случилось однажды ночью с юным Петром. Прискакал гонец и известил, что к нему идут стрельцы с недобрыми намерениями. И Пётр в одной ночной рубашке, украшенной Наташей кружевами, стремительно бросаются к двери, за которой его ждет конь. Посмотрите, как продуман интерьер в спальне. За пологом ложе Петра, а у стены - кровать его слуги. На переднем плане столик для завтрака на одну персону, стоящий на огромном ковре. Слева - резной шкаф-комод для разных редкостей, а рядом лампа и зеркало. Наташа видела интерьеры петровского времени в Меншиковском дворце, в Летнем и Зимнем дворцах Петра I, в его домике на Петроградской стороне, но этот заботливо создала сама.

Егор Богомолов нарисовал парадный портрет Петра I и светлейшего князя, генерал-губернатора Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Они представлены в парадных мундирах, при орденах и орденских лентах. Но и при торжественной обстановке император всероссийский не забывает о делах, он изображён с ключами на правой руке и с планом крепости - в левой. Герои показаны на фоне парадного Петербурга, корабля на бурных водах и придуманной автором решетки с якорями и цепями. И не важно то, что здания на втором плане уже не петровского времени, ведь эти два человека дали рождение всему, чем стал Петербург в дальнейшем!

Кравчунас Б.К. Пётр I глазами детей// Юный художник.-2002.-№5.-С.28.